Андрей Козлов
МОЦАРТ И СОЛЬЕРИ
Исторический роман
М у з Ы к а – л ю б о в ь м о я
Один знаменитый старинный музыкант зашел как-то вечером на квартиру к своему приятелю, тоже очень знаменитому старинному музыканту. Но хозяина дома не оказалось, и музыкант решил подождать приятеля, пока он вернется.
Гость уселся на диванчик, что стоял между камином и клавесином, и предался всякого рода раздумьям. Над диванчиком висели гобелены, а камине стояли канделябры. Наставленная в комнате мебель как нельзя лучше располагала ко всякого рода мыслям. Думал же он о том, какая же он, тот другой музыкант, сволочь, что так долго не приходит.
Наконец, хозяин пришел. Увидев своего друга, он несказанно обрадовался и крикнул ему навстречу:
- Как я тебя рад видеть, дружище! – он радушно обнял его и, подмигнув, сказал:
- Сейчас мы с тобой чего-нибудь найдем.
Музыкант достал из серванта бутылочку сухого, и они принялись её попивать, болтая о том, о сем.
- Сейчас я тебе покажу, дружище, одного совершенно бессмертного кадра. Ты только послушай. Усохнешь! Конец всему! Балдежь! Я приторчал, - при этом он подошел к окну и, высунувшись в форточку, крикнул:
- Шеф! Давай заходи.
Через минуту в комнату зашел старинный музыкант,Ю но уже не знаменитый, а совершенно слепой и совсем бездарный. В руках у него были скрыпка и смычок. Проходя по комнате, он непроизвольно ткнул смычком в глаз пришедшему в гости музыканту, так как был слепой и совсем ничего не видел.
«Сволочь!» - подумал пострадавший.
- Играй же, дружище! – весело крикнул молодой музыкант.
И слепец заиграл свою музыку. Музыка была балдежной. Доиграв, слепец получил монету и удалился.
- Ну? – спросил хозяин гостя.
- Иди ты в задницу! – ответил ему гость.
- Надо бы ещё выпить! – воскликнул хозяин.
- Не откажусь, - сказал гость.
Молодой музыкант полез в рояль, где у него ещё давно была припрятана от жены бутылочка винца. Некоторое время спустя он вытащил её оттуда.
- Пуста, черт подери! – удрученно сообщил он. Он побулькал бутылкой: на донышке осталось 1-2 глотка. Музыкант мгновением ока вылил их себе в рот и крикнул:
- Ах! Жаль, что кончилось.
- Как! – удивленно воскликнул гость. - Ты выпил без меня?
- Да тут же совсем ничего осталось, - хотел было его успокоить приятель музыкант.
Но не тут-то было.
Гость бросился на хозяина и с криком:
- Получай, сука! – ударил его кулаком в висок.
Музыкант упал замертво. Оставшийся музыкант посмотрел на своего бывшего друга и подумал:
- Неужто я не гений?
Того убитого музыканта звали Моцарт. Да, да! Тот самый Моцарт. Не тот ли Моцарт, спросите вы меня, милейший читатель, что написал полонез Огинского? Нет, отвечу я вам, этот Моцарт не писал полонезы, но он тоже был очень талантливый и написал много разной музыки.
13.05.1975.
О ПРОДЕЛКАХ ХИТРОУМНОГО СТУДЕНТА ЛИ
Бабочки порхали парами среди тростника. Студент Ли глядел на них и восхищался. Не забывал он любоваться-таки и опавшими лепестками абрикоса. Уже к вечеру он направился к дому, проходя мимо озера, где плавали мандаринские утки, и увидел девушку, собиравшую желтые сливы.
Увидев красавицу, студент Ли подбежал к изгороди из бамбука. Сердце юноши затрепетало от радости, и он почувствовал, как тонкий аромат разливается повсюду. Студент Ли окликнул красавицу, которую звали Си. Девушка была из рода Чань, дочь Ван Ченя и У Син. Девушка обернулась, и юноша прочел ей отрывок из «Лаосина».
Девушка улыбнулась, тогда Ли предложил ей предаться радости, но девушка отказалась, так как происходила из благородного рода и очень боялась родительского гнева.
Тогда студент Ли сказал:
- Давай предадимся радости так, как это делали Шунь-Лунь, живший в горах Айо, или Сяо Гун из Вэньчжао.
Девушка в своей жизни ничего кроме «Шуцзина» не читала и поэтому не слышала ни о Шунь-Луне, ни о Сяо Гуне. После того, как юноша рассказал ей о них, девушка согласилась.
Они вошли и восторженно наслаждались друг другом до утра, причём так, что Счи осталась девственницей.
Наутро Ли, взяв пригоршню розовых персиков, лежавших в вазе возле окна, вышел в изумрудный сад и направился к воротам.
- Приходите сегодня вечером, - сказала Си вслед студенту Ли. – И когда взойдет луна, мы снова предадимся радости.
- Хорошо, - ответил студент Ли.
1985.
ГЛАСНОСТЬ
(0,06 ПРОЦЕНТА «БЕЗГЛАСНОСТИ»)
Если у нас гласность есть и можно свободно высказываться, то я во всеуслышанье заявляю: никакой гласности у нас нет!
Так. Но если такие вещи заявляются вслух, открыто, то, стало быть, некоторая гласность всё же есть. Видимо, на самом деле настало наше время! Что ж мы молчим? Что ж вы молчите? Давайте все хором, вместе, громко крикнем: нет гласности! Нет! Нет! Нет!
Видите, уже все массово говорят о том, о чем думают, - смело, не взирая на лица. Все! А раз все говорят – молчать уже нельзя! Раз уже точно, наверняка, как пить дать можно и даже нужно, то я вынужден высказать некоторые свои соображения насчет так называемой «гласности». Лично мне кажется, что всё-таки её как таковой пока ещё нет, но в то же время у нас кое-что сказать можно, а раз так, то позвольте мне высказаться и очистить душу: нету у нас гласности, не было и не будет!
Видите! Что говорят! Что пишут! Всё, что хотят! Всё говорят, никакой цензуры, во все стороны гласность! Так что, пользуясь тем, что гласность наконец-то настала, признаемся, в конце концов, хотя бы друг другу, что нет у нас никакой гласности…
Но может быть, мы неправильно строим мысли? Если гласность есть, то надо так и говорить: есть гласность. А если нет гласности, то…да тут, конечно, опять же надо говорить, что она есть. Значит, если мы говорим «гласность есть», из этого следует сразу два следствия: первое – что гласность есть, второе – что гласности нет. То есть, 50% гласности и 50% безгласности. Причем, к началу следующей пятилетки безгласность у нас достигнет 0,07%, а в экспериментальных районах даже 0,06 процента, то есть это будет меньше, чем в развитых, развивающихся и неразвивающихся странах вместе взятых. И таким образом, к концу 20-го века мы достигнем всеобщей и полной гласности.
Но гласность не придёт сама собой по воле рока. Всеобщая гласность будет достигнута всеобщими усилиями. Ещё есть и в обозримом будущем будут сохраняться отдельные проявления безгласности. Мы должны в трудовых коллективах, на производственных собраниях пресекать попытки говорить неоткрыто, непрямо, без критики. Подрастающие поколения должны уже знать с пеленок: «Молчун – находка для шпиона. Молчание – нравственный СПИД. Одна паршивая молчащая овца портит бочку говорящего меда. Кто не говорит, тот не ест. Век живи, век говори!»
А зажимщики критики, если им не нравится, пусть убираются на все четыре стороны, хоть в Южную Корею, хоть куда, и пусть там молчат, молчат до блевотины, до посинения, пусть охрипнут от своей немоты. А мы будем совершенствовать гласность. От экспериментальной гласности перейдем к интенсивной, от переходной гласности – к развитой, от развитой – к развитой на новом качественном уровне, от гласности развитой на новом качественном уровне к гласности на основе самофинансирования, хозрасчета, многомандатности. Так что пусть бюрократы, враги перестройки, скептики за рубежом не радуются и не надеются – впереди у нас много этапов.
1987.
ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, АФОРИЗМЫ,
ЗАГАДКИ И ПРИБАУТКИ
Все дороги ведут в Свердловск.
Говорят, в Свердловске кур доят.
Язык до Свердловска доведет.
Свердловск слезам не верит.
В огороде бузина, в Свердловске дядька.
Ни в Свердловске Богдан, ни в Верхней Пышме Селифан.
Ах, Свердловск, жемчужина вдали от моря!
Бойся свердловчан, дары приносящих.
Я свердловчанин, следовательно, я существую.
Я свердловчанин и ничто человеческое мне не чуждо.
За одного свердловчанина двух несвердловчанинов дают.
Бажов мне друг, но истина дороже.
Что позволено Бажову, то не позволено Быку.
Или Бажов, или никто!
Мамин-Сибиряк у ворот.
До каких пор, Лев Сорокин, ты будешь испытывать наше терпение?
Нож в печень, свердловский рок-клуб вечен.
Урал – крыша мира.
Уральцы – веселые ребята.
А что за роскошь что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!
Загадка: Зимой – белый, весной серый, летом серо-зеленый.
(Свердловск)
Прибаутка: Свердловское радио спрашивают: «Какой город самый красивый в мире?» - «Свердловск» - отвечает радио. – «А на какой город направлены американские ядерные головки?» - «Челябинск тоже хороший город», - отвечает свердловское радио.
1986.
|