Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [126]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 60

Главная страница » Каталог статей » Мои статьи
РУСЬ-БЕЛОРУСЬ 2

РУСЬ-БЕЛОРУСЬ 2

Сибирь

Нередко название стран, государств и народов их населяющих, восходит к указанию частей света. Само слово «страна» по своей внутренней форме означает сторона (направление). Государство – это, край, частица целого, некоторая территория, находящаяся вон там. «Австралия» - восходит к слову южный. «Австрия» означает «восточный». Есть Северная и Южная Осетии, было государство «Западная Германия». Есть Нормандия, ЮАР. Возможно, «Эстония» восходит к термину «ост» (восток) – так могли называть эстонцев шведы и германцы.

 

Топоним «Сибирь» встречается в истории как название татарского ханства на Иртыше. Потом этот термин распространился на всю огромную территорию восточной России. Самое простое обоснование   слова «Сибирь» - обоснование из созвучного слова «Север». Сибирское ханство Кучума – осколок казанского ханства, то есть северной Орды. Название города «Симбирск» подсказывает, что до исчезновения Казанского ханства «Сибирь» располагалась «западней». Но даже если мы примем родство слов «Сибирь» и «Север» (фонетически оба слова совершенно конвертируемы), останется установить, откуда «есть-пошло» само слово «север». «Север» - слово общеславянское, близкие по звучанию и смыслу слова есть в литовском, латыни. Но какова парадигма однокоренных слов «севера»? «Восток» означает «ВОСходящее течение-ТОК», «Запад» означает «ПАДение ЗА горизонт», «Юг» восходит к «огню». Очевидно, что «Север» не так прозрачен. Рабочая версия в том, что «Север» состоит из двух формант: «Се» и «Вер». «Се» - это след приставки «с/со» (в латыни аналогичный префикс «сим/син»: симфония, синергия, симметрия). «Вер» - соответствует корню «Бер/бор». «Бор» в древнегреческом означает северный, откуда слова «Борей», «гиперборей». Русский корень «бор» имеет схожую семантику. «Бор» - это северный, хвойный лес. Корень «бор» обнаруживаем в словах «борода», «борона», «борозда», «бороться», «бор-машина», «буровая вышка». Этимологический словарь утверждает, что русский корень «бор» общеславянский и известен в другие индоевропейских языках, смысл: «режущий», «колющий», «сверлящий». Может «колючесть» явилась эпитетом холода и мороза, а может быть хвойный «бор» стал атрибутом «севера».

Внутри славянского контекста мы имеем кроме Севера, Сибири и Симбирска, ещё «сябров», «собров», «сербов».

«Борым-берым-бурым» славяне и другие индоевропейцы называли «медведя». Сам архаический БУРЫЙ (в латыни мы видим ясную трансформацию БУР-ВУР-УРС) в русском языке нам оставил лишь название коричневой масти, так как сам Хозяин был табуированным тотемом, так что его именовали лишь иносказательно «ведающим мед». Бурым чаще всего мы называем именно медведя, но также «буренок», «бурак». Чудом сохранилось слово «берлога», в котором-таки запрещенное имя сохранилось. «Сибирь» в соответствии с нашей трактовкой – нечто «северное», «медвежье», поросшее «бореальной» тайгой. Хотя «Сибирь» относительно «центральной» России находится на западе, но в климатическом отношении, она действительно является «севером».

 

БЕЛАЯ РУСЬ, ЛИТВА, ПОЛЬША, УКРАИНА

 

Разобраться с термином «белая русь» будет проще комплексно, если одновременно посмотреть на названия «Литва», Польша», «Украина» и некоторые другие, сопутствующие интересующему нас названию.

 

Термин Белая в топониме БЕЛОРУСЬ очевидно не означает белый цвет (например, белорусская национальная косоворотка). Это некое качество русского народа, населяющего данную территорию. Мы уже определились с пониманием, что в древности под названием «Русь» явственно ощущался его государственно-политический смысл: «русскими» могли быть и мордвины, и вепсы, и скандинавы. И относительно политического качества социума, термин «белая» имел переносный смысл. Можно привести парочку таких случаев в древнем русском языке, когда «белый» означает нечто иное, нежели цвет. Например, «белое духовенство», «белосошенные крестьяне». «Белое духовенство» - это духовенство, которому дозволялось вступать в брак, то есть, духовенство, свободное от строгих монашеских обетов. «Белосошенное крестьянство» - иная форма крестьянского положения, нежели «черносошенные (государственные)» или «крепостные»(помещичьи) крестьяне. «Белый» означает в этих ситуациях «свободный от…, независимый». То есть, Белой Русью можно было называть Русь, свободную от Орды или даже от Московских (великорусских) князей (в период «татарского ига», впрочем, это было практически одно и тоже).

 

В 19 веке официально в Российской Империи название Белоруссия (вместе с названием Литва) было некоторое время даже под запретом. Можно пропустить этот факт как всем известное проявление «великодержавного шовинизма», но нам важно не упустить из внимания деталь, что Белоруссия и Литва упоминаются вместе. Действительно вскоре после перемещения центра Древней Руси из Киева на Север, будущая Московская Русь (северная Русь) оказалось под вассалитетом Орды, тогда как Приднепровье и Западная («Белая»)Русь вошла в состав Великого княжества Литовского, а позже названные территории входили-выходили в состав Речи Посполитой. Большую часть Литовского княжества населяли русские, большая часть княжеской элиты также была русской, официальным языком довольно продвинутого и даже имеющего свою конституцию государства был русский. Столица Литвы, как самостоятельного государства, так и автономной Речи Посполитой, был город, называемый Вильно, что для восточнославянских диалектов звучит абсолютно прозрачно, как «вольный». Если в вспомним, что в общерусском контексте «слобода» (от «свобода») это просто «город», а порядок городского общежития у Новгородцев, к примеру, назывался «вольностями», и обратим внимание на тот факт, что «литовцами-литвинами» назывались изначально вовсе не балтийские племена (которые назывались жмудь-жемайте и т.д.), а «русские» восточные славяне, то мы поймем, что территория, называемая Литвой (то есть, находящейся под покровительством латинской религии), а большая часть которой называлась «белой русью», была действительно «белым», то есть, «вильным» русским государством, независимым от основной, восточно-христианской Руси.

 

Остаются вопросы, почему «белорусы» не получили название «украинцев», а «украинцы» белых русских.

 

«Украина» на уровне «народной» этимологии воспринимается как «окраина» Руси-России. Конечно, это не правильно. Изначально земли «классической Украины» и особенно Киевщина были как раз центром древнего русского государства. Тогда, может быть, это была польская окраина? Конечно, Украина была польской окраиной, но сам термин, скорее всего, старше политического подчинения Киева Польше. Если обратить внимания на устойчивость словосочетаний с названием Украина, то мы без труда обнаружим сочетания «левобережная Украина», «правобережная Украина». Термин «украина» означал исходно «край», «область», «регион». И поскольку восточнославянская цивилизация складывалась как цивилизация долины Днепра, то совершенно очевидно первыми «округами» этой цивилизации были «крайны» по берегам магистральной реки.

 

«Украина» - древнее слово, означающее область, населенную неким единым народом, то есть это государство, либо как «Сербская Крайна» в Хорватии некий анклав. Естественно, что реку или озеро, мы просто называем Рекой или Озером, а США – штатами, а свою Россию – Страной, Республикой, Державой, Союзом или Федерацией. Термин «украина» – это страна, край, область в употреблении приднепровских (украинских) славян-русских. «Белорус» - это этноним, возникший гораздо позже из названия русских, проживающих в Литовском княжестве, а потом и Речи Посполитой, то есть, не являющихся подданными большой («великой» - сначала киевской, потом владимиро-суздальской, потом ордынской, потом московской) Руси.

 

«Белоруссия» пересекается ещё с одним интересным топонимом. Это «Полесье». Полесье – это Полесская низменность, расположенная на территориях Белоруссии, Украины, России. Словообразовательная форма, когда в топониме присутствует префикс «по» ,является активной. Мы знаем слова «поморье», «Поволжье». От топонимов происходят и этнонимы, например, «полабы» (славяне, жившие по Эльбе-Лабе). Именно топоним «Полесье» мог породить и летописных «полян», и «поляков». Поляки сохранили также название «ляхов-лехов», что подсказывает структуру этнонима «поляк» ( живущий в Полесье). Но нас заинтриговала форманта «по» возможностью с её помощью истолковать ещё один загадочный топоним - «пруссы».

 

«Пруссы» подозрительно созвучно с этнонимом «русы». В древнерусской литературе есть версия призвание князей в Новгород из Пруссии, но сторонники «нормандской теории» считают её вымыслом. Современные «норманисты» подкрепляют идеи непричастности пруссов к руссам данными прусского языка. Словарь прусского языка был составлен германскими учеными, столетия спустя после разгрома Прусского государства в 13 веке. Исследователи назвали прусским языком балтийские диалекты малочисленного аборигенного населения Восточной Пруссии (немецкого государства, созданного Тевтонским Орденом на территориях разгромленных ими пруссов). Геополитически мы обязаны предположить, что государство Прусов было очень могущественным, так как оно занимало стратегические позиции на Балтике. «Путь из Варяг» удобнее всего было начинать именно в бассейне Вислы и Немана. Именно это могущество заставило приднепровских славян создать новый окольный трафик к побережью Финского залива, что привело к возвышению Новгорода и Пскова.

 

Историческая память свидетельствует о том же: пруссы были настолько сильны и авторитетны, что вплоть до 13 века сохраняли свою языческую религию, а немцы, захватившие их земли, стали себя называть пруссами, немцы-пруссы были настолько пассионарны, что объединяемая в 19 веке Германия некоторое время называлась Пруссией. Пруссы могли быть славянами, а их политическая элита могла быть славянской. Спор о балтийской или славянской принадлежности пруссов разрешается не столько «вещественными доказательствами», сколько сравнением природы балтийской и славянской этнических групп. К моменту уничтожения Прусского государства тевтонцами сходство и различие видится довольно определенным. Балтийские и славянский языки являются максимально родственными, что иные лингвисты смело утверждают, что праславянский и прабалтийский язык - один и тот же язык. Различие же в том, что славяне знали государство, письменность, организованную монотеистичскую пост-языческую религию, лесные жители восточной Балтики жили настолько патриархально, что современный литовский признают наиболее архаичным европейским  языком, самым близко стоящим к древнему санскриту языком. Балты не могли создать военно-политическое образование (даже новгородские славяне, как мы помним, имели на этот счет проблемы). Пруссам легче всего было быть славянами. Их укрепленные города, их княжеская дружина была родовой, родовитой, благородной верхушкой. «Породистая» богатырская шляхта прибалтийских славян по законам, даже современного русского языка, могла называться не только «породой», но и «росью-русью», а их страна была «Порусьем». То есть, пруссы – это «поруссы», по модели «полабы», «поляки», «поморы».  

 

Опять же мы вспомним прусских «криво-кривайтис», языческих жрецов могущественного племени, живущих в укрепленном городе Ромово. «Русь» появилась задолго до появления Русского государства Рюриковичей и очень возможно, что славное воинство, образовавшее государство Древняя Русь, пришло к нам от родовитых родственников, проживавших на землях современной Калининградской области. 

 

Можно углубиться и дальше, рассматривая историю карпатских «русинов», размышляя над топонимом «Старая Русса», вспоминая об этрусках.

 

ВОЛГА

 

Река – это не только дно-русло (Дон, Одер). Река - не только «лед», почему иногда северные моря и реки называют «белыми» (Балтийское море, Белое море, Белое озеро, река Белая, Эльба). Река – также вода, влага. Отсюда происходит и наша Волга. В русском языке присутствует закономерность полногласия-неполногласия: у слова «золото» есть двойник «злато», у «молока» - «млеко». Церковнославянское «влага» аналогично древнерусскому «волога» - отсюда название города «Вологда». Так что «Волга» - это «волога», водная артерия или «река».

 

Вернувшись к «Повести временных лет», у просвещенного старца Нестора мы найдем этнографическую легенду. Был «един народ славенск», «И быша 3 братья, единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, а их сестрица Лыбедь». Нынешние этнографы эту легенду расшифровывают: «Щек» - это западные славяне «чехи», «Хорив» - ассоциируется с балканскими «хорватами», «Кий» -востояные совяне, «Лыбедь» - это славяне, живущие по Эльбе (полабы). «Кий» - от слова «ковать» («бить»), так что название «Киев» в момент  своего появления могло означать и «кузнецу», и «военное укрепление». «Щеками» - в русских диалектах называют скалистые берега. Может быть, чехов охарактеризовали «береговыми», поскольку их цивилизация расположена в верховьях Эльбы и Одера, крупнейших европейских рек? Кстати, чехи называют эти реки соответственно Лаба и Одра. «Хорив-хорват» несложно этимологизируется из «гора-горб» - это реально так, южные славяне - это славяне Балканские. «Лыбедь-Лаба» - это название реки Эльбы. Это название, как и «лебедь» или «лебеда», означает «белый». Не только исторические источники, данные топонимики говорят о том, что в восточной Германии жили славяне, до сих пор в Восточной Германии проживает этническая группа «лужицких сербов».

 

На этих примерах, замеченных ещё Нестором, мы увидели, что всякая особая географическая зона способствует появлению своего этноса, обуславливает его политическое оформление. Как быть тут со столь важной и характерной Волгой и Поволжьем. Почему нет поволжского племени?... Было! Но только оформили этого поволжского «братца» не славяне, а тюрки. По-русски народ Поволжья назвался и называется «волгарями», тюрксая огласовка называ волжское государство «Болгарией» или «Булгарией». Это было мощное военное государство. Выходцы из «Болгарии-Волгарии» дошли до южной Европы и у самого подножья Византии организовали свое ханство, превратившееся позже в славянское государство Болгария.

 

Итог

Необходим некоторый итог и объяснение, зачем может быть полезен наш историко-лингвистических экскурс. 

 

Идеи евразийцев, основоположника отечественных идей этногенеза  Льва Гумилёва выстраивают теорию суперэтносов. По этой теории мы обнаруживаем евразийский (российский) суперэтнос, где происходили симбиоз и синтез славянских, балтийских, финно-угорских, тюркских и других народов. Но с другой стороны, иные из наших былых родственников оказываются ныне вне нашего суперэтноса. Европейские славяне, европейские финно-угры (финны, эстонцы, венгры), несмотря на родство с народами, составившими современную Россию и государства Ближнего Зарубежья – устроены иначе. Из чего следуют выводы о неком естественной взаимной чуждости «западенцев» к нам и нас к ним. Причем исторические, экономические, религиозные  и политические аргументы для этого действительно есть. Но, если  преодолевать панэкономические установки, мы обнаружим в основе поведения любого человека, любых социальных групп некоторые закономерности самоидентификации, по которым наше коллективное «Я» неизбежно выстраивается из названий территорий, стран, этносов.

 

Мы – славяне. Финно-угорская прародина – наш Урал, и большинство финно-угорских народов живет в России. Удел финно-угорской составляющей великорусской народности настолько велик, что существуют мнения, что русские суть финно-угры, разговаривающие на «восточнославянской мове». Тоже можно сказать и о тюрках, большинство которых проживает на территории бывшего Советского Союза. Да и сама Россия с её татарами, башкирами, чувашами, якутами является родиной чуть ли не большинства тюркского населения мира. Американские индейцы являются прямыми родственниками древних народов Сибири.

 

С точки зрения материалистично и грубо предметно мыслящего политолога – это исторические курьёзы и частности. Но влияние виртуального, идеального, воображаемого в современном мире, с его информационными технологиями, пропагандой, рекламой, манипуляцией сознанием, так активно растет и усложняется, что мы не можем не воспользоваться тем фактом близкого генетического, языкового и этнического родства русских со своими славянскими, балтийскими, финно-угорским и тюркскими соседями.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ako (2007-09-18) | Автор: Козлов Андрей Анатольевич
Просмотров: 1091 | Рейтинг: 0.0 |
Комментарии
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz