Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [126]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 60

Главная страница » Каталог статей » Мои статьи
Баннерный кризис. Геральдика или дизайн?

Баннерный кризис. Геральдика или дизайн?

С принятием Екатеринбургского флага задержка. Флаг не смотрится, гордуме не нравится. Проектировщики как бы не очень–то и спорят. «Смотрится - не смотрится,  зато по правилам геральдики».

 

За правилами геральдики следит Геральдический Совет, он же регистрирует гербы и флаги субъектов и населенных пунктов России. Правила регистрации не являются узаконенными стандартами, это принципы, взятые из истории. С точки зрения этих исторических правил множество известных нам флагов составлены «неправильно»: это и флаг Канады с кленовый листом,  и флаг Японии с негеральдическим красным кружком, а Советский флаг – вообще «попрание всех геральдических принципов». Вот так - патовая ситуация: красивые выразительные флаги с точки зрения геральдики «неавторитетны». Патовая ещё и потому, что вроде принятие флага – право местного самоуправления, но без геральдического Совета местное самоуправление может только лишь вообще никакого флага не принимать.

 

Строго говоря, геральдика - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические гербы и флаги в основном средневековой Европы. Дело в том, что в Средневековой Европе королевские, дворянские и городские гербы составлялись в соответствии с особыми правилами – так что «геральдика» помогает в исторической экспертизе старых документов. Для историка или коллекционера геральдика - это целый увлекательный мир, как филателия, как толкиенистика, тем более, что стратегия старинных геральдистов заключалась не только в том, чтобы соблюсти правила, но и максимально их усложнить. Ныне изобразительная культура, а также и культура составления эмблем, давно ушли от жесткой обрядовости средних веков. Средневековая символика была искусственной и условной, а современный художник, разрабатывающий эмблему, логотип, товарный знак или флаг, обращается к реальной символике цветов, фигур, к естественно возникающим ассоциациям, к реальной цветовой импрессии, потому что эмблему будут воспринимать широкие массы населения. От современных эмблем требуется в первую очередь эстетичность, понятность, лаконичность. Назначение этих эмблемы не подтверждать родословную, а участвовать в создании имиджа, наши флаги и гербы – больше бренд, чем сертификат благородного происхождения.

 

На геральдическом щите в средние века изображалась «шифровка» информации. Чтобы герб был также и красивым, линию герба причудливо искривляли, щит вкладывали в лапы красивым животным, обвивали щит лентой, так что герб приобретал своеобразную геральдическую пышность.

 

Герб  Екатеринбурга построен по этим же средневековым принципам, но теперь из герба должен получится флаг. Флаг может в себе содержать только то, что было на гербе. Ленты исчезают, друза исчезает, медведь и соболь, держащие щит, исчезают. Остаются  желтая, зеленая, синяя полосы. На зеленой полосе, занимающей 2/3  полотнища, размещены шахтовый колодец и доменная печь. Геральдика как и на флагах Азбуки Морзе выдвигает жесткие однозначные логически условия без  эстетики: красный цвет – дороги нет.

 

Но знак, эмблема, хотя и не столь сложны и изысканы как шедевры галерей, но как минимум они не должны раздражать. Эмблема ШОС, которую Екатеринбург увидит на своих улицах в 2009 году, не раздражает. А в ней использована та же гамма, что и на Екатеринбургском щите, но найдены такие оттенки, что эмблема выглядит благородной, перламутровой,  спокойной.

 

На странице мы видим несколько современных российских флагов. Флаги Первоуральска или Ноябрьска у геральдистов вызывают неодобрение. В одном случае - труба, в другом – нефтяная вышка. В классической геральдике таких «зверей» не было, там были кони, олени, орлы, звезды, кресты. Со зверушками вообще  проще. На гербе Челябинска -  верблюд. Так что теперь легко запомнить: увидел вдруг эмблему верблюда, знай - это наши соседи из Челябинской области. Но верблюд всё же смотрится, животные как-то сами по себе красивы. Вот конь на флаге города Касли, или вот олень на одном из флагов северных Ямало-Ненецкий  муниципалитетов.

 

Когда смотрим на флаги, видим, что очень простой флаг Магнитогорска выигрывает на фоне флагов Ижевска или Асбеста, где некоторое нагромождение. Конкретно и уверенно смотрится флаг Перми, и хотелось бы, чтобы баннер Екатеринбурга также выглядел стильно, тем более, что уральская столица не такой уж «раскрученный» и всемирно известный город, как Москва или Санкт- Петербург, чтобы пренебречь дизайном своей «визитки». А скрытая суть баннерного кризиса как раз в этом – Екатеринбург желает войти в мир известных, ключевых мегаполисов планеты, вплоть до столицы Евразии (как уже не раз приходилось об этом слышать от первых лиц).

 

Но у геральдики свои секреты. Геральдика не позволяет городу на флаг помещать герб.  В Европе сколько угодно флагов с гербами – вспомним хотя бы сборную Хорватии, но нельзя. Общая логика: ниже статус – больше запретов. Нельзя нашему флагу быть одноцветным. Трехполосный же флаг не может иметь равные полосы. Отказаться от эмблем также нельзя. 

 

В гербе города  изображения шахты и домны (также по мнению геральдистов являющиеся крайне «негеральдическими») прятались в окружении, но на флаге они на виду, тут их никуда не спрячешь. На флаге появились «синюшкин колодец» и «крематорий». Таково впечатление. Пат? Логика смотрит правилами, глаза смотрят эмоционально.  За последние 20 лет и город, и страна сильно изменились: люди стали лучше одеваться, ездить на красивых машинах, внутренние и внешние интерьеры магазинов обрели элегантную форму, вкусовая планка поднялась. Флаг, лишенный стильности, игнорирующий  дизайн будет как бельмо бросаться в глаза, демонстрировать провинциализм, производя эффект обратный ожидаемому.

 

Есть геральдическая логика флага. Но есть мнение специалистов от изобразительного искусства. Известный екатеринбургский художник-актуалист Александру Шабуров, увидев проект Екатеринбургского флага,  не задумываясь, отреагировал: «Какой-то чечено-украинский флаг».

 

Другой известный екатеринбургский художник Сергей Лаушкин (работы художника выставлялись в Лондоне, в Италии, США, а несколько работ находятся в коллекции королевы Иордании), также смутился картинкой екатеринбургского баннера. По его мнению, колориту Екатеринбурга присущи черный, серый и пурпурный цвета. Екатеринбург – не Бразилия и даже не Москва, его тональность  – эдакий «deep purple».

 

Но «deep purple» останется для следующих поколений, сейчас дизайн должен найти какую-то возможность проявиться в рамках существующих геральдических требований.

 

Основная проблема что желтый, синий, зеленый  располагаются в спектре по соседству и склонны сливаться, особенно синий и зеленый. Допустимая пропорция полос – тоже неказистая. Так что на флаге царит вялый ритм и цветовая неуравновешенность. Размер эмблем на флаге увеличился, так что они стали мультяшными, как наглядный плакат из кабинета труда. Главных элементов по правилам художественной композиции должен быть один, но тут их два.

 

Выход лишь в том, чтобы, идя от геральдических условий, выполнить проект с хорошим дизайном. Существующий Екатеринбургский герб был, например,  столь энергично проработан дизайнерами, что они даже отошли от геральдических правил (пропорция зеленого цвета на реальном гербе не 2/3, а ½). Это нормально и правильно, встречают баннеры-флаги по дизайну. А уж потом можно разъяснить про синюю Европу, желтую Азию, малахитовый Урал и славную индустриальную историю «Опорного края».

 

Сергей Лаушкин согласился отказаться от черно-серо-пурпурной гаммы и попробовал внести дизайн в желто-зелено-синий проект флага. Изменился стиль  рисунков. Они получили обобщение, образовали единый комплекс. Шахта рудника перестала походить на колодец, а «крематорий» или «печка» стала тем, чем она и  являлась на Екатеринбургском гербе изначально – это «ГОРН». Когда мы слышим выражения «горнозаводской Урал», «горное дело», «горняки», «Горный институт», мы обычно думаем, что это восходит к слову «гора», но это не «гора», а «горн», «горнило», происходящие от слов «гореть», «жар», «жаровня». Здесь мы имеем дело с омонимией. «Горный пейзаж» - это о горах, но «горный инженер» означает «металлург». «Горн» - это печь для плавки металла. Это суть Урала, суть Екатеринбурга, который изначально был местом, где располагалось Горное управление уральскими заводами (Обер-бергамт).

                                                                                                               
Категория: Мои статьи | Добавил: ako (2007-09-18) | Автор: Козлов Андрей Анатольевич
Просмотров: 586 | Рейтинг: 0.0 |
Комментарии
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz