О событиях на выставочной площадке «Б-17»
В далеком 1987-м в художественном мире тогдашнего Свердловска-Екатеринбурга произошли события, 20-летие которых герои тех лет решили отметить в текущем году.
Первый из брендовых проектов 87-го назывался «Сурикова, 31». Это была выставка, состоявшаяся по адресу, давшему имя целому объединению художников. Началась перестройка-гласность, и группа художников, которым скучновато жилось в тотально цензурном СССР, задумали выставиться в новом горбачевском формате. Властей просили: что, мол, такого, народное творчество, художественная самодеятельность советских людей…, разрешите. С другой стороны, властям не ясно было, чего от неотцензуренных художников ждать. Организаторы первой безвыставкомной Валерий Дьяченко, Виктор Гончаров, Виктор Гардт деликатно намекали представителям органов власти на опасность эффекта московской «бульдозерной выставки». Пришлось разрешить.
Среди «самодеятельных дарований» оказались интересные и резкие авторы. Власти догадывались о своем незнании ситуации, но не настолько. Художники-неформалы Свердловска представляли собой уже своеобразный и энергичный мир. На Горького 22, к примеру, даже существовал своего рода «сквот». Там (совсем как европейские хиппи) художники заняли под свои мастерские аварийное здание, в нем они творили, жили и образовывали некое параллельное маленькое арт-государство.
Совцензура была тотальной, официальные выставки были малоинтересными проектами внутреннего пользования. Но художники рисовали для друзей, «выставлялись» в своих мастерских, на стенах своих почитателей. Так что на Сурикова зритель увидел в карнавале всего самого разного художников, которые впечатляли. Здесь они увидели Валерия Гаврилова и Валерия Павлова, странную графику художницепоэтессы Зины Гавриловой, живопись Виктора Махотина, пространственные работы Николая Федореева, здесь широкая публика впервые узнала о старике Букашкине и многих других.
После Сурикова 31, куда зритель выстраивался аж в очередь, была не менее интересная выставка на Сакко и Ванцетти, 23. И сразу же после неё открылась выставка на Ленина 11, ставшая известной также как «Станция вольных почт». Тут свобода царила почти полтора года, в центре проекта был легендарный Виктор Махотин, главный «витёк» новой художественной волны города, нового неформального художественного сообщества.
20-летие «экспериментаторы» отметили достойно. В Галерее ЕМИИ на Вайнера 11 состоялась полуторомясячная выставка работ художников тех выставок тех лет. Журнал «Урал» свой 4-ый номер за 2007 год аж весь с корки до корки посвятил «вольным почтальонам». Но екатеринбуржский неформально-экспериментальный авангардоандеграунд по завершении выставки не разошелся по домам. Олдовые вольные художники собрались снова. На этот раз «святым» местом стала выставочная площадка на углу улиц Белинского и Энгельса, и 29 марта текущего года «Бэ-17» открыла свои двери для любителей «визуальных экспериментов».
К известным с тех памятных лет художникам Льву Хабарову, Леониду Баранову, Борису Хохонову, Виктору Кабанову, Елене Гладышевой, Сергею Лаушкину , Феликсу Смирнову, Геннадию Шаройкину, Сурену Хондкоряну, Сергею Григорьеву присоединились новые «экспериментаторы» Николай Гашков, Антон Таксис, Павел Ложкин, Елена Сереброва. Всего, пожелавших участвовать в «некоммерческом арт-эксперименте», оказалось 34 человека.
За 20 лет утекло много воды, живопись изрядно приспособилась к невзыскательному вкусу желающего обзавестись прекрасным покупателя, так что искусство понадобилось спасать ещё раз уже от новых цепких цензур. Художник Сергей Лаушкин манифестировал идею «Б-17» так: «Долой искусство, да здравствует творчество!». Павел Ложкин процитировал Франсуа Дюпона: «Нет плохого искусства, есть плохие искусствоведы!». Начало не предполагало готовой жесткой идеи: не торопиться, поэкспериментировать, накопить, создать некий «Уралфавит», то есть, набор оригинальных и одновременно незалежно уральских художественных стилей, артефактов, художественных предметов, и таким образом вернуть массам (или хотя бы их избранному авангарду) технологии тонкого художественного вкуса, которые однажды возникнут-таки неожиданно и неизбежно.
После пилотной выставки состоялась выставка под названием «Хроноарт» («Время» есть предмет искусства, «время» - это, когда всё течет, всё мутирует, галактики тонут в метагалактиках, совсем ничего константного). Следующий майский проект был обозначен как «Многозначное», то есть, что-то помногозначительней, постраннее, позаковыристей. Июнь же порадует екатеринбургских интеллектуалов и ценителей экспериментов выставками нового поколения средне-уральских «вольных почтальонов». Где-то между 12-14-м июня Антон Таксис развернет на «Б-17» свой проект «Мания величия». А его друг Павел Ложкин на втором этаже экспериментальной площадки откроет выставку-акцию «Поток треугольников в мозгу». 15 июня в 17.00. Павел Ложкин, известный также как идейный вождь литераторов-дюпонистов, создавших новый жанр замысловато-неформатных изречений-афоризмов, объединит своё увлечение дюпонизмом со своим зарплатонесущим хобби (Паша – дизайнер), так что будет всё как у людей: картинки, шумовой оркестр, цитаты из культового «Мильёна названий», и ещё что-нибудь модное, стильное, техногенное и самое умное из того, что имеется на сегодня на земном шаре.
|