Каталог статей
Меню сайта

Категории статей
Мои статьи [126]

Форма входа

Поиск по статьям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 60

Главная страница » Каталог статей » Мои статьи
КОДЫ КУЛЬТУРЫ ЮРИЯ ЛОТМАНА

КОДЫ КУЛЬТУРЫ ЮРИЯ ЛОТМАНА
КОДЫ КУЛЬТУРЫ ЮРИЯ ЛОТМАНА «Коды», «семиотика», «семиосфера», - это слова, запущенные в интеллектуальную моду Юрием Михайловичем Лотманом (1922-1993), советским филологом. Он был легендой в гуманитарных сферах ещё 60-80-х, но актуальность его теорий вполне стала ощущаться лишь в наши дни. Поиски отечественных «своих» идей проявились точно «по Лотману», а самого Лотмана современная российская мысль разместила в пантеоне «отечественной философии» в окружении Д.С Лихачева, С.С. Аверинцева, Н.О.Лосского, А.Ф. Лосева. «Работы Лотмана отвечали общественным потребностям. Они резко отличались от тех имитаций теоретического мышления, которые предлагала обществу, с одной стороны, официальная идеология, с другой – массовое культурное сознание». За именем Лотмана - не только теории самого ученого, но и вся знаменитая «тартуско-московская школа», и «Ученые записки Тартуского университета», и интригующее периодическое издание «Труды по знаковым системам». И почти чудо: Юрию Лотману удавалось делать свои совершенно немарксистские идеи значимым и знаковым в тотально марксистском государстве. Культура как система знаков Лотман не просто блистал эрудицией в сфере «культур-мультур», он создал стройную теорию: Культура – система знаков. Культура – системное целое. Культура – это осознанные и неосознанные модели деятельности, формы и виды отношения человека к окружающему миру. «Культура – открытое окно. Историческая судьба русской культуры – всегда быть одновременно русской и больше чем русской, вырваться за пределы себя самой. Это делает теоретические исследования русской культуры не только частью, но и неизбежным полигоном мировой культуры» С одной стороны, Лотман определял «российский тип»: «Открытая для внешних воздействий, она (Россия) внутренне к ним не восприимчива в силу выработанного веками иммунитета». С другой стороны, в трудах самого ученого, его коллег и учеников вырисовывалась конструкция культуры как феномена в целом. Главное в его идее: культура не состоит из одного языка – минимум два. Семиосфера обязательно неоднородна. Уже в древности на Руси «новая (христианская) культура в значительной степени конституировала себя, противопоставляя старой, - и таким образом, старая языческая культура в качестве анти-культуры выступала как необходимое условие культуры как таковой». Чтобы понять текст культуры, нужно находиться в двух взаимонепереводимых проекциях. «Я» нет без «другие». Розовая мечта националистов о моноэтничности – утопия. «Развитие культуры по Лотману, - указывают исследователи его наследия, - диалогично и осуществляется посредством привлечения и изучения собственных традиций, которые становятся значимыми в контексте иной культуры, подразумевая «другого» как необходимое условие для появления новой культурной парадигмы». Здесь Лотман развивает Михаила Бахтина, который провозгласил неустранимость диалогичности для понимания чего-либо, в том числе и текстов. Понять человека можно, только общаясь с ним, общаться можно только через текст. Текст - всегда высказывание. Кант затормозился на мысли, что знание неизбежно «субъективно», а значит реальность непознаваема, «трансцендентальна». И было бы именно так, если бы пласт культуры обладал одним единственным языком. «Абстракция одного языка – дурная абстракция, так как она незаметным образом искажает всю сущность механизма», - говорит Лотман Но и не пост-модерн В культуре-тексте ещё другой текст, и ещё, и ещё. Этот лотмановский «текст в тексте» напоминает пост-модернистскую раскованность и сложность. Но, согласно исследователю Г.С. Кнобе, «коды» Лотмана и пост-модернизма не тождественны. У пост-модернизма следующая формула: *Часть всегда права перед целым *Индивид всегда прав перед обществом *Свобода всегда права перед ответственностью *Субъективное самовыражение важнее объективной истины, которая впрочем и не существует, ибо все что вне индивида и его свободы существует насильственно, и потому ложно; *Культура семиотична (знакова), но в силу абсолютной индивидуальности восприятия знаков, значения неуловимы, а коды нерасшифруемы. И Кнобе резюмирует: «Лотман скорее противостоит пост-модерну… Культурно-психологичесчкой основой пост-модерна является такая абсолютизация субъективности, универсальной иронии и капризной прихоти, которая не оставляет места для реализации себя в дружеском общении, в кружке, вообще в каком бы то ни было и в сколько-нибудь устойчивом «мы»… Лотман и здесь остается до» «Я» и «Я» Центр «культуры» у Лотмана – «Я», но не местоимение «Я», а «Я» имя собственное. «Индивидуальное лицо - первое изобретение человека» - характерный афоризм тартуского мудреца. Ещё характернее для культуры – искусство. Оно переносит человека в мир свободы. Одни интерпретаторы искусства учат, что искусство отражает реальность, другие – наоборот, видят в искусстве романтическое игнорирование реальности. По Лотману оба тезиса правильны одновременно: природа живет циклично-замкнуто, но культура – непредсказуема, «культура создает взрыв». Анализируя биографию Леонардо да Винчи Лотман соглашается с предложенной А. Гостевым (автором биографии) эмблемой поисков Леонардо. Эта эмблема – сфумато ( ни свет, ни тьма, туман, нечто среднее, полутень, третье). Лотман тоже строит свою систему в стиле сфумато: он хочет увести культуру прочь от бинарного фундаментализма. В 1992 году Лотман пишет: « Процесс, свидетелями которого мы являемся, можно описать как переключение с бинарной системы на тернарную. Однако нельзя не отметить своеобразие момента: сам переход мыслится в традиционных понятиях бинаризма» Есть модель культуры, где Бог подобен великому педагогу, где царит закон фатальной исторической необходимости. Но Лотман считал перспективной иную модель, где Творцу-экспериментатору самому результаты своего эксперимента кажутся неожиданными и непредсказуемыми.
Категория: Мои статьи | Добавил: ako (2006-06-23) | Автор: Козлов Андрей Анатольевич
Просмотров: 3440 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 3.0 |
Комментарии
Всего комментариев: 1
1 dashaiania  
0
то, что надо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный хостинг uCoz