СЕМЬ ТЕЗИСОВ О ПОСТ-ИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ 1. Технократическая цивилизация переживает комплексный кризис – и в идеологии, и в экономике, и в демографии, и в экологии. 2. Острие этого кризиса расположилось в России. Отсутствует адекватная идеология, общество не структурировано, вывозится капитала, безработица, деморализация, отсутствие государственных интересов и проч. Сделали российскую государственность полем перманентной «критики». 3. Россия не устарела, напротив, она вошла в фазу «молодого организма». Разрушена первичная матрица. !917, 1991 – не дали, в конце концов, структуры. Россия – место катализации нового цивилизационного витка (пост-индустриализм, пост-технократизм). В этом и есть самоиндентификация России. 4. Новая парадигма России не либерал-капитализм (это некая естественно-необходимая «ошибка»). Новая идеология связана с «Субъективным фактором», с «Идеократией». 5. Основной социально-политический принцип – «умеренная автаркия» (неприсоединение, нейтралитет и проч.) 6. Продолжение, внешнее проявление автаркии – интегрия: добровольно присоединение к России стран, нуждающихся в общей с Россией автаркии, закрытии от мирового рынка. Интегрия дешевле и практичней империи. 7. Парадигма новой культуры - Ноосфера, идеократия. Мысль, Нематериализм. Для оформления новой культуры нужна культурная автаркия. Факультативно «культурный фундаментализм», как некая опережающая мечтательность, утопизм были во все века истории человечества, сейчас же речь идет о том, чтобы сделать «ноосферу» формационной парадигмой. Естественным условием для этого является социально-экономический тупик для некоторой территории, где имеются и культурное, экономической и военное наследие, но нет возможности развиться в рамках неолиберализма. Но важен и субъективный, «искусственный» фактор, условием которого являются идеи русских ученых, философов, экономистов (Чаадаев, Одоевский, Данилевский, Чаянов, Ленин, Вернадский, Гумилев, Моисеев), евразийцы, опыт советского периода, опыт перестроечного кризиса, плюс особое культурно-геополитическое положении России (северный «хартлендовский» ареал, горизонтальность расселения этноса, монолитность и редконаселенность базового этноса, единый язык с слаборазвитыми диалектами, с близкородственными славянскими языками и массовым билингвизмом «независимых государств», «боковая» цивилизация с опаздывающим или догоняющим историческим развитием, остаточная общинность). В политике советских лидеров начиная с Брежнева, и особенно пост-советских лидеров России, стремящихся сделать Россию нейтральным, «разрядившимся», «мирным» государством, также обнаруживается тенденция становления российского пространства как ниши для возникновения общества с культурой принципиальной ноосферы, новой цивилизационной формации. В.Павлов, А.Козлов, И.Шабанов.
|