О ЛИЧНОСТИ КАК НАДКУЛЬТУРЕ Сначала сухо, но конкретно. В центре проекта - Личность, развитие личности, строительство личности. Личность – это «Я». Очень важно, что именно «я» должен стать Личностью. Личность – это маска, знак-миф или символ, или по-другому: личность - это некая структура мифов. Эта личность-мифология является условием творчества. Итак: ЛИЧНОСТЬ – Я – МИФ - ТВОРЧЕСТВО Это неотъемлемые атрибуты друг друга. Это одно. Есть ещё одно измерение, без которого Личность рухнет. Это АМБИЦИОЗНОСТЬ. Это амбициозность относительно СЕБЯ как ЛИЧНОСТИ. Для строительства ЛИЧНОСТИ человечество создало такие отправления как ФИЛОСОФИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ИСКУССТВО. Религия до какого-то момента может принять участие в строительстве ЛИЧНОСТИ, но в каком-то случае тормозит, приглушает ЛИЧНОСТЬ, а в иных случаях – фундаментально разрушает. Наша идея заключается в обращении к практическому и прагматическому уму с посланием, что ФИЛОСОФИЯ, ПОЭЗИЯ, ИСКУССТВО, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ существуют главным образом для того, чтобы строить ЛИЧНОСТЬ. Выстроенная личность – это не редкость. В каком-то смысле история – это та нефть, из которой мы извлекаем топливо примеров разного рода потрясающих выстроенных личностных ГЕРОЕВ. Теперь же мы приступаем к проекту осознанного строительства Личности и далее массового и глобального строительства ЛИЧНОСТИ. В чем суть проекта? Нюхаем мысль. Теория отражения – объект и субъект в неразрыве. И у хороших советских марксистов, то же и у Флоренского: гносеология=онтология. Разница: Флоренский не объясняет, а марксисты маленько объясняют диалектическими примерами. Крамольная мысль. Очень крамольная. Диссертации – говно. И кандидатские и докторские. Они (эти говноеды!) меня проверяют. Уже ортодоксия, уже институционализм. Они нивелируют, втягивают личность в свой вурдулачий круг комиссий и тестирований. Принижают тем самым знаковую героичность личности. Политика, карьера, амбиции средних и нижних этажей, имитация интеллектуальности, образованщина, «не мозг, а говно» - с этим грузом они приступают к оценке меня с тем, чтобы дать мне звание-титул, инициировать и приблизить. Это фабрика серых тусклых звезд. Ковырять в носу не так плохо, как гнать всякую муру без всякой системы, смысла, цели, стратегии. «Я умный!» - что может быть глупей. «Я – суперпупер» - это не в том смысле, что я читал Платона, а в том, что это «адекватная технология». «Я – акакий акакиевич» - вот чего от нас ждут эти вурдалаки. «Я – гений, Игорь Северянин» - уже не плохо. Я – Имя. Я – не особь, Я – это «Роман», это «Трактат», это «Личный Архив Других» (к примеру, как у Катаева «Алмазный мой венец»). Другие суть Любовь, то есть, «Возлюби ближнего» – это что вроде «Нюхай цветы» или «Грейся у огня». Это просто. «Я» - также История и Миф. Я - не особь-индивид, «Я» - соцветие-созвездие масок-идей, масок-образов. Но плохие (зубрилы, стереотипы, бета-люди, прозаседавшиеся, мещанине, оппортунисты, гэбисты, ортодоксы, буржуазы, вертухаи) - они строят заговор, чтобы вытянуть Человека Гениального из ономосферы в нарицательную числосферу техномира, в увядающий синтаксис и грамматику. Жесткость нарицательных, рационалистических структур – продиагностированная болезнь современности. Эту структуру пытаются взломать, но Деконструкция не поможет, сколько не изгаляйся. Цивилизация - Технократическое чудовище. Эдакий крокодайл-динозавр, который питается теплом электропроводов. С помощью второй сигнальной системы человек может быть совершенным животным: он может быть совершенной лошадью, свершенным носорогом, орлом, совершенным огородом, кормом, пищей, обогревателем. Современная цивилизация - совершенный концлагерь. Гитлер оголили конструкцию, снял камуфляж со зверя, думал, что злому зубастому зверю достаточно военной хитрости, уверовал, что голый ужас сильней пиара. Его концлагерь оказался несовершенным. Математика техномира, который лишь вариант простого биологического слоя, продуманно и технологично нацелена на присвоение, умыкание. Хомо научился отпугивать волков и тигров. Но Хомо-волки, кажется, сильнее самого Хомо-хомо. Проблема. Хомо-хомо проигрывает. Хомо-хомо маразмирует. Хомо-волк легко приспосабливается к Культуре, создающей собственно хомосферу. Хомо должен научиться читать, писать, держать лопату, слушаться начальство, добывать себе пропитание и платить с дохода подать. Вот суть всяческих идеологий. Но даже самый главный монстр самых монструозных корпораций – остается хомо, способным сдвинуться в мир Личности. Надо людей насытить энергией Хомо-Хомо: философией-поэзией-искусством-любовью - светом мифа-знака-имени. Ещё и ещё. Надо обогнать хомо-волка. Просто религия, просто пушкин-шекспир-фолкнер, просто гуманитарное образование с их Максом Вебером, Питиримом Сорокиным, Карлом Поппером, Фрейдом и Спинозой не срабатывает. Хомо охотней проглатывает Голливуд с его облегченными психоаналитическими подтекстами. Чтобы жить, надо служить Машине, а чтобы выжил Хомо-хомо, надо обогнать Машину. Может быть, не стоит идти на обострение, фрондирование и театральную оппозициозность театральной власти, но нужно продолжать работать на строительство человека: на людей, понимающих Философию, Поэзию, Искусство, Любовь, нежно двигать культуру, создавать великие романы, великие полотна, великие религии, великие научные открытия и философские прозрения. Прошлые гиганты позабыты, извращены, покрыты академическим глянцем. Новые согласны жить мелко, второстепенно и как-то ещё. Рацио, в конце концов, предложит нам спастись с помощью каких-нибудь фашизмов: малых или больших кровей. Но метод один и дефицит один: Человеку Разумному, существу, обладающему Сознанием, не хватает Разума и Сознания. Тот субъект, который поймет нашу направленную на развитие Личности, Сознания, Разума стратегию, возьмет нынешний мир за жабры. Русь православная. Русь былинно-сказочная. Русь – пушкинско-некрасовско-есенинская, Русь антисобственническая и альтруистско-космистская, Русь диссидентская, миротворческая, творческая может стать тем местом, где возникнет раса людей-людей. Эффективность - не в отмене частной собственности и жестокой диктатуре антибуржуазного государства. Эффективность - в проличностном государстве. Проличностность – не права человека. Никаких фискальных усилий не хватит, чтобы защитить невинных от рукоприкладств, коррупции и прочего произвола, если нет Человека, если Человека мало, если Человек второстепенен, а первостепенен какой-то гражданский юридический статус. Фигня! Неграждане всех стран, объединяйтесь! Первой нацией, обретшей статус «неграждан», стали прибалтийские русские. Так что нам и карты в руки. Кто это придумал, Рылеев или Некрасов? Поэтом можешь ты не быть , а гражданином быть обязан. Наоборот, гомосапиенсы дорогие, как раз наоборот. Надо не просто купить Тютчева и Ахмадулину, вручить им медаль, надо прочитать, обмозговать, помедитировать, даже больше - самим стать поэтами, и даже больше - преодолеть их ямбо-хореическую зацикленность и самим стать большими великими надпоэтами, надфилософами, надхристианами, надбуддистами. Правда - лучше своей иллюзорной тени. Всеобщее - инвариантное учение-роман-миф, и старое, и новое одновременно. Католики хотят жить в Ватикане, мусульмане хотят жить в Мекке, наука мурыжит свои тангенсы-котангенсы, искусство щекочет нас «Звездными войнами», философы захлебываются в своих тезисах-антитезисах: симулякры –несимулякры, знаешь правду – говори, разберемся как-нибудь. Истина-правда – инвариантна. То есть, она не сводится к предметам: железкам, камушкам, малахитовым шкатулкам. И они, и мы – обманщики. Начнем с нуля. Мы запутались, мы заврались, поэтому полуразум нас лупит в хвост и в гриву. Секс это нормально, но Любовь - главнее. Любовь – это движение-приключение Личности в Поэзии жизненной ситуации, это Философия, это Личность Самая. Человек может потеряться в этой противоречивой Игре. Личность встречается с кем-то, кто его восхищает, кто тоже Личность, и эта Игра, помножась на природный Эрос, сбивая с толку плохо понимающий Поэзию и Философию ум, вызывает бурю, где сладость и яд перемешены, и сохраняется в памяти как великий факт бытия, великая загадка, большая удача и катастрофическая потеря. Поэт воспевает Любовь, как верующий икону Бога. Надо и понять, и восхититься, и амбициозно желать победы. Прекрасное, истинное, добро ко всем или многим – это то, что мы желаем. Умнее, философичней, поэтичней, гуманнее ли мы россияне людей Запада или Востока? Да нет же, нет. Мы не лишены вполне чувства прекрасного, чувства истины, чувства справедливости, но далеко не больше других. Но у нашей политической элиты нет никаких физических предпосылок, чтобы в нынешней ситуации рассчитывать на уход от поражения, кризиса и полной катастрофы на основе предложенных техническим человечеством правил (рынок, конкуренция, догмат либеральных ценностей, общество потребления). Вопрос лишь во сколько ходов нам поставит мат матушка-цивилизация. Может быть, плюнуть: станем евразийцами, германокитайцами, какая разница. Но у нас нет большой монеты, большего знака, чем Русь-Россия, русский язык, русская культура. Если смотреть на Россию как на популяцию-этнос, тогда перспективы нет. Материализм, рационализм, национализм, социобиология - низовые теории. Проблема не в том, что они игнорируют материю и физическую природу, проблема в том, что они игнорируют сознание и мышление. Культура – не просто адаптация человеческих популяций. На этой адаптации-культуре произрастает нечто ещё (понятие «Бог» нас до конца не удовлетворит, к тому же это понятие содержит тенденцию к «мистическому», фиктивному и символическому «ответу на все вопросы»). Но, как религия утверждает, что всюду Бог, так и назойливая наука может утверждать, что всюду адаптация - даже в «чем-то ещё». Адаптация подразумевает, что одни должны приспособиться лучше других и раздавить проигравших. Перспективы выигрыша или ничьей на этой доске у России нет. Запад с Востоком сожрут Россию, потом Запад сожрет Восток, а потом самого себя. Или Восток сожрет Запад, а затем сожрет самого себя. Такая адаптация не приводит к адаптации. То есть, можно говорить о двух адаптивных стратегиях. Обычная адаптивная стратегия (националистическая, конфессиональная раскройка карты, гонка вооружений и экономик, взаимный террор) ведет к катастрофе, и больше никуда. Конечно, если даже нам осталось независимо существовать 10-20 лет, мы должны укреплять границы, но спасение – в технологии Великой Космической Культуры, причем реальной, а не маразматической мечтательности вялошизнутых нью-эйджевцев, в другой адаптивной стратегии. В природе верх подавляет низ, центр доминирует над периферией. В этом наблюдении мы обнаруживаем ещё одну вариацию энтропии. Противостоять энтропии есть настоящая иная адаптация. Поворот верха на низ или на 90 градусов невозможен, это нарушения закона. Но плыть в согласии с этим законом хотя возможно, но нельзя – это дорога в остывание, в тупик. Разум-мышление-культура – должно стать группой А, то есть, «индустрия» роста Личности должна опережать оперативные и прикладные сферы культуры. Но надо также разобраться с тем, что смысл не просто в поощрении развития образования, кино, литературы и проч., а в создании осознанной сильной стратегии этого культурного процесса. И этот выстроенный человек – не хитрый жулик, натренированный НЛП, это Личность, сориентированная на другие Личности и работающая на свое и других личностное развитие. Нужно достаточно понятно разъяснить, чем Личность Развивающаяся отличается о Личности Остановленной. Нужно практически понять, в чем смысл структуры Личности, которая состоит из Философии, Поэзии, Искусства, Амбициозного устремления к Победе, Творческого вовлечения человека в эти сферы. Личность сначала знакомится, потом приобщается, затем подражательно сама участвует своим творчеством в этих сферах, и потом, творит самостоятельно, находя свою уникальную нишу для воплощения Своей Философии, Поэзии и Победы. Успехи в политике, бизнесе или спорте являются следствием того, что человек последовательно сориентирован на высокие и реализованные им примеры Личности, примеры философских проектов и поэтических амплуа. В сущности, мы уже всё изложили. Теперь нужно обогатить идею историко-философскими контекстами, воплотить идею в выразительных формах. Попробовать метод, вытекающий из идеи в практике создания текстов. Создать в обществе умонастроение и даже гвардию, которая бы развивала проект, изобретала новые варианты идеи и продвигала её к разным слоям общества, особенно политикам и крупным предпринимателям, так как основательная поддержка может резко ускорить Личностную Революцию. Психологи, педагоги, философы, поэты, художники, филологи, историки и культурологи всех стран, объединяйтесь! Призрак не злого Заратустры и не воздушного шестикрылого мессии бродит по Европе и Азии, а призрак особой культуры, которая не просто напичкивает человека афоризмами, правилами и умозрительными графиками, а предает личности человека такую структуру, что его прозорливость, гармоничность, альтруизм, изобретательность, энергичность и прочая талантливость растут и приобретают новые неожиданные качества. Поскольку «личность-общество» – одна система, все общество, получившее электрический импульс со стороны имплантаторов «личностности», меняет свою модальность, увеличивает эффективность, так что мечтатели, волонтеры и хомо-хомо всех стран подхватывают эту технологию, совершенствуют с помощью опыта своих локальных особенностей, обогащают, продвигают дальше, возвращают назад. Нужно не просто прокукарекать, нужно добиться масштабности, привлекательности, доступности, разнообразия, практичности этой великой и простой стратегии. Нужно, чтобы идея отреагировала на язвы современности, решила их не пиарно, не в духе ничего не решающей скандалезной печати, а с высоты и глубины Личности, ищущей Истину и истины без остановок. Церковь, университет, академия художеств - это институты, это емкости. Деньги, аттестаты, звания и статусы не делают личности. Личность происходит от Личности. Личность – особым образом самостоятельна и определенным образом независима от БАЗИСА. Личность зависима от Личности. Не от формальных аватар великих героев и гениев – от любых и самых разных личностей, от ныне здравствующих и от оставивших о себе память в преданиях, книгах. Почти у каждого есть какой-то шарм, какой-то уникальный опыт, какая-то особая гордость, своя мыслишка, своя испанская грусть, своя самостоятельность от базиса. Особенно у нас на Руси, где сам язык, переполненный поговорками, способный впитывать новую лексику, играть полутонами, оперировать обоймой синонимов, так что мысль может быть уловлена самым точным образом и устраивать в языке самые причудливые поэтические художества. Как выглядит Личность? Не надо рецептов и нагромождений дефиниций. Личность – имманентна, это Шекспир, Пушкин, Леонардо, Пикассо, Вернадский, Бахтин. Большинство людей личностны лишь в некой локальной узкой сфере. Приблизьтесь к ним в их царстве, обожгитесь их интенсивностью, безумием, гордостью, полетом, искренностью, неутомимым поиском и духовной отвагой. Нам нужна новая наука, новый храм, новые песни, цель которых эмансипировать зернышко человеческой личности от кандалов Невежества, которое сводится главным образом в игнорировании того смысла Личности, которое мы здесь представили: ЛИЧНОСТЬ – это Я, это маска-знак-символ-МИФ, ЛИЧНОСТЬ – это АМБИЦИОЗНЫЕ усилия и ТВОРЧЕСКИЕ акции по созданию СВОЕЙ портативной ФИЛОСОФИИ и ПОЭТИЧЕСКОЙ Стилистики. Если Эвклид открыл континент Математики, Галилей и Ньютон открыли континент Физики, Маркс открыл континент Истории с её статистиками и экономиками, мы высаживаемся в «америку» Личности. Мы ищем единомышленников, чтобы предать этому процессу разнообразный, массовый и глобальный характер. Теории малого стоят. Личность со всей её структурой собственно уже есть давно, всегда и без нас. Смысл - вернуться к тому, что мы знаем, хорошо знаем, но почему-то игнорируем. Проблема решается имманентно, практически, действенно. Земля, на которой крестьянин пахал, лес, в котором охотник убивал зверя, меньше, дешевле, второстепенней, чем поле нашего имманентного, гениального, творческого, умного, остроумного и прочего «Я». То есть, тут говорилось о чем-то вроде авторелигии, философии, религии и стилистике Личности. Макс Штирнер сказал нечто подобное, но дальше двигаться почему-то не стал, обалдев, видимо, от раскрывшейся ему истины. Немцы и вообще европейцы 19 века были очень заклинены на философии и логике. Философии же мало. Даже для идейной сферы философии мало. Нужны романы, поэмы, гуманитарные трактаты и эссе.
|